Каталог старовинних книг · Мапи · Гравюри · Подарункові видання · Дописи про антикваріат · Контакти БгССЮвР, °ТУгбв 24, 2019
Новини
16.10.2013
Названо лауреатку Букерівської премії


22.07.2013
Драгоценные копейки


30.07.2012
Aрхивариус нашел в серванте редкий экземпляр "Потерянного рая"


17.05.2012
Редкости - в массы!


17.05.2012
Что скрывает тайна библиотеки Атлантов


Библиофилы всех стран, объединяйтесь!
Статьи/ Книжное обозрение

Библиофилы всех стран, объединяйтесь!
Миф книги в искусстве и в самой книге


Алексей Мокроусов




Страсть к книгам может быть столь же безрассудной и
порочной, как и другие страсти. Но есть в этом навязчивом
стремлении, столь отдающем и обдающем порой безумием, –
охотиться за нужным томом, вдыхать библиотечную пыль и
перелистывать пожелтевшие страницы – что-то от высокой
болезни, которой не стыдно и которою в иных обстоятельствах
можно даже гордиться.

Библиофилов всех оттенков страстей уважают в музейном мире.
Сразу несколько выставок, связанных с книгами и их
производителями, писателями, проходит нынешней зимой в мире.

Кисть и резец в поисках слова

Национальный музей искусств Каталонии, что высится над
Барселоной на горе Монтжуйк, не так давно был полностью
отреставрирован. Это едва ли не самый важный музей на всем
Средиземноморском побережье Испании: таких богатых коллекций
невозможно себе и представить. Первый этаж отдан романскому
искусству, готике и Возрождению. Сюда перенесли фрески из
старинных храмов, построив для них, со всеми закруглениями и
нефами, копии тех стен, что были в оригинале. Росписи XII
века выглядят молодежью на фоне более ранних работ. В отделе
готики много не только каталонских авторов, но и испанских,
отмеченных порой откровенным влиянием итальянского и
фламандского стилей. Здесь же и часть хранящейся в Барселоне
коллекции Тиссена-Борнемисы (вторую, большую часть,
показывают в Мадриде). На верхнем этаже представлен
каталонский модерн, столь же яркое и самобытное явление, как
парижский ар нуво или венский югендштиль. Здесь мебель и
Гауди, и Доменеч-и-Монтанера, дизайнера и архитектора, мало
в чем Гауди уступающего, разве что в славе среди туристов.

Я так подробно рассказываю о месте в Барселоне, где проходит
выставка «Ожившее слово», посвященная теме книг в искусстве,
потому что выставочного зала как такового у нее нет.
Выставка проходит в рамках Года книги и чтения, для нее
отобрали работы лишь из собственного собрания музея, при
этом выглядит проект явлением международного уровня.
Скульптуры, фотографии и картины «спрятаны» посреди
постоянной коллекции, так что ради выставки приходится
пробежать весь музей, далеко не маленький.

Есть здесь и лиможские вышивки, и примитивисты Италии, и
португальские авторы. Но особенно интересны каталонские
мастера (их большинство на выставке), плохо представленные в
собраниях остального мира. Фрески и картины XI–XII столетий,
вроде алтаря Таверноля, изображают книгу исключительно в
руках Иисуса и апостолов – как символ знания и откровения.
Эта религиозная традиция будет доминирующей и во времена
готики, и в наследовавшую ей пору Ренессанса, и в барокко.

В залах, посвященных искусству Нового времени, царит уже
совершенно иная, светская, атмосфера. Чтение меняет свои
функции, книга здесь уже источник удовольствия, а не
познания, да к тому же ее все чаще теперь вытесняет газета в
руках модели. А от некоторых работ вроде экслибрисов
Александра де Рикера или хромолитографии Сантьяго Русиньоля
1898 года, где изображена девушка, листающая на садовой
скамейке альбом, и вовсе отчего-то веет эротикой, бывшей
ведущим качеством модернистской эстетики.

Выставка в Барселоне продлится до 8 января.

Кругом одни французы

Между тем библиофилов привечают и «настоящими» книжными
выставками. Отменными книжными коллекциями может
похвастаться, например, Женева. Одна из самых запоминающихся
– в Музее истории и искусства, чей Кабинет эстампов
показывал на исходе года небольшой, но концептуальный проект
«Возрождение и модернизм иллюстрированной книги». Все его
экспонаты, от изданий Ренессанса до арткниг Жоана Миро,
происходят из коллекции Жана Бонна, женевского собирателя,
специализировавшегося на французской литературе. Ему удалось
приобрести настоящие редкости, начиная с XV столетия и
вплоть до наших дней, вроде «Истолкования снов»
доминиканского монаха Франческо Колонна, изданного в Венеции
в 1493 году (город был тогда типографской столицей не только
Апеннин, но в чем-то и всей Европы, а национальные
литераторы не обращали внимания на местонахождение печатен).
К сожалению, имя художника этого издания до наших дней так и
остается загадкой.

Выставка эта отмечена не только показом редкостей,
украшенных буквицами и виньетками, а также изящно
отпечатанным каталогом (шрифт непривычно укрупнен, а многие
иллюстрации здесь подаются по-особому, прямо из раскрытой и
поставленной чуть под углом к фотоаппарату книги), но и
массой сопроводительных программ. Так, каждую неделю на
выставке читались доклады по отдельным изданиям, показанным
в витринах, – об анонимном «Календаре волхвов» (1493) и
«Джазе» Анри Матисса 1947-го, приписываемого Ардуйну Шево
«Прибытию Генриха II в Париж» (1549) и «Каллиграммах. Поэмах
мира и войны» Гийома Аполлинера (1918).

При сопоставлении этих книг видно, как изменились отношения
между текстом и художником. С течением времени последний все
меньше становился иллюстратором, все больше соавтором, а
игре шрифтов в некоторых изданиях того же Аполлинера и вовсе
была уготована хрестоматийная слава. С годами, впрочем,
художники настолько уже утвердились в собственном
избранничестве на типографской почве, что стали сами
готовить книги «под ключ», создав особый жанр «артизданий»,
«авторских книг» и прочих специфических и порой совершенно
неприлично дорогих радостей.

Для многих старинных изданий приглашали знаменитых
художников, которые становились в итоге настоящими
соавторами книги. Их привлекала и живая эволюция печатного
дела: от книг в основном религиозного содержания типографы
быстро перешли и к другой литературе, к куртуазной поэзии,
фривольным басням и эстетическим трактатам.

Выставка в Женеве продлится до 18 декабря.

Роскошное безумие библиофила

Одновременно в пригороде Женевы Колоньи (собственно, это
настолько близко к городу, что проще называть сразу Женеву)
Библиотека Бодмера показывает графику и рукописи Фридриха
Дюрренматта. Известный швейцарский автор довольно
профессионально владел пером (а чаще всего и фломастером).

В этом могут убедиться сейчас и москвичи: в ГМИИ им. Пушкина
до конца января показывают работы Дюрренматта. Они приехали
в Москву в рамках приуроченной к «Декабрьским вечерам»
выставки «Скрипка Энгра». Здесь и Жан Кокто с Германом
Гессе, и Генри Миллер с Михаилом Чеховым, а также наши
современники, такие, как Людмила Петрушевская и Владимир
Васильев. Впрочем, несмотря на обилие ярких имен, выставка
на Волхонке оставляет удручающее впечатление: она лишена
концепции и производит впечатление случайно подобранных
работ. В последние годы подобное случается все чаще с
проектами, приуроченными к «Декабрьским вечерам». Что,
конечно, обидно: музыкальный фестиваль на Волхонке каждый
раз держит высокую планку события европейского уровня, а
сопровождающие его выставки становятся все проще и проще.

В Женеве Дюрренматт тоже производит впечатление за счет
грамотной развески – художник-то он дилетантский, хоть и не
лишенный своего языка (влияние Пикассо, впрочем, хорошо
просматривается, особенно в образах Минотавра, не зря
гравюры каталонца также присутствуют в зале). Развеска
напоминает лабиринт, к этому и стремился дизайнер.

Зато контекст, в который попадает Дюрренматт в Библиотеке
Бодмера, уникален с точки зрения литературы. Это один из
самых ярких образцов библиофильского собрания, причем ярких
во всех отношениях. Не зря столь привередливый путеводитель
Baеdeker ставит напротив описания Бодмера два
восклицательных знака (точнее, две звездочки): впечатляющее
во всех отношениях собрание относится к числу тех вещей, чем
Женева сегодня славится.

Само здание для библиотеки, названной своим создателем
Bibliotheca Bodmeriana, построил пару лет назад
архитектурный классик из швейцарского Тессина Марио Ботта.
Участок земли, где библиотека размещается, уже обладал двумя
старинными виллами. Ботта решил строить библиотеку под
землей. Получилось что-то таинственно светящееся снаружи,
обозначающее себя на поверхности лишь четырьмя стеклянными
кубами, и очень удобное и даже уютное с точки зрения книг
внутри. Трудно даже точно понять, что же это такое –
двухэтажный зал с атриумом или зал с галереей, равной по
площади залу. Полусумрак здесь условие жизни; в витринах
разложены такие раритеты, от которых может захватить дух
даже у людей, не очень сведущих в старых книгах и
почерпнувших большинство представлений о них из романа
Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма».

Все эти красоты собрал Мартин Бодмер (1899–1971),
предприниматель, любивший литературу и покупавший, такое
ощущение, без определенного плана: буквально что понравится.
Результаты превзошли ожидания. Уникальные фрагменты
Евангелия III–IV вв. н.э. (так называемый «папирус Бодмера»;
говорят, коллекционер был недоволен своим секретарем,
привезшим рукопись из Египта), первые издания Шекспира,
превосходной сохранности экземпляр гутенберговской Библии
1453 года, попавшей в Швейцарию из России после постыдных
распродаж эрмитажных сокровищ. Это единственный в мире из 48
сохранившихся Гутенбергов в частном владении.

Отдельные коллекции – вроде гётевской или «робинзониады»,
связанной с творением Даниеля Дефо, считаются одними из
крупнейших в мире. Есть и рукописный раздел с автографами
Гёте и Бодлера, Рембо и Ницше, Томаса Манна и Сартра. В
библиотеке можно увидеть витрину со старинными научными
приборами и даже волосы Канта, здесь висит и портрет Данте,
приписываемый Боттичелли, но авторство его скорее желаемо,
чем достоверно.

Что интересно: будучи столь страстным библиофилом, Бодмер
практически не дружил с самими писателями, единственным
исключением стал лишь Поль Валери. Но и выставленного – а
это 1100 экспонатов из общей коллекции в 12 000 книг и
рукописей – хватает, чтобы причислить библиотеку к чудесам
культурного света.

Выставка Ф. Дюрренматта в Женеве открыта до 15 марта.
| cодержание |

Опублікував admin , ПЭТРам 20 2006 - 23:51:42 0 Коментарів · 2881 Прочитувань Для друку
Соціальні мережі
facebook
ми в Facebook
Контакт
e-mail:gob-art@ukr.net
тел. (050) 310-86-97,
(067) 504-30-79.
Адреса: вул. Московська, 5/2 Б
тел. (044) 280-12-77
Гість
Ім\'я

Пароль

Запам'ятати мене



Реєстрація
Забули пароль?
3586733 унікальних відвідувань

Powered by PHP-Fusion v5.00 © 2003-2004

    Rambler's Top100     META - Украина. Украинская поисковая система